День качества


Всемирный день качества Понятие качества тесно связано с тем, что мы называем благами современной цивилизации. Фактор качества является ключом к успеху для любого предприятия, отрасли и, конечно, каждой страны. Чтобы привлечь внимание общественности к этому важному фактору даже выделили отдельный праздник - Всемирный день качества. Ежегодно Всемирный день качества проводится во многих странах мира во второй четверг ноября. В 2019 году он отмечается 14 ноября, и его тематика: «100 лет качества». Инициатором учреждения этого дня является Европейская организация качества при поддержке Организации Объединенных Наций. Его цель – в повышении значения высокого качества продукции и услуг, а также в привлечении внимания к проблеме качества. Ведь речь идет не только о безопасности товаров для человека и окружающей среды, но и о степени удовлетворенности запросов и ожиданий потребителей. Традиционно комплекс реализуемых мер в области качества включает мероприятия по освоению и выпуску новой продукции, внедрению ресурсосберегающих технологий, реконструкции и техническому перевооружению производств, совершенствованию форм и методов управления качеством и подготовки кадров. Высокое качество продукции – это и конкурентоспособность, и сбережение ресурсов, и повышение эффективности производства. А в конечном счете это безопасность продукции и услуг для человека и окружающей среды, и как следствие – улучшение качества жизни. Вопросы качества занимают центральное место в работе и успешном развитии каждого предприятия. А том, как на «Соколе» работают над повышением качества продукции рассказал заместитель генерального директора по качеству Александр Васильевич Пархоменко. - Александр Васильевич, давайте начнем с, казалось бы, банального вопроса – от кого на предприятии зависит качество выпускаемой продукции? - Качество выпускаемой продукции зависит от каждого сотрудника, который участвует в процессах жизненного цикла производства изделия. Но если говорить детально, то можно выделить ряд факторов, которые напрямую влияют на качество готовой продукции. Это: 1. исходное сырье; 2. конструкторская документация; 3. технологические процессы; 4. метрологическое обеспечение; 5. оборудование, инвентарь и инструменты; 6. труд коллектива; 7. система производственного контроля; 8. хранение, реализация и транспортировка. Если хоть однин из этих факторов не имеет надлежащего качества, то, следовательно, и о высоком качестве готового продукта говорить не приходится. - А что же такое качественная продукция? - Понятие качества продукции регламентировано в нашей стране стандартом ГОСТ 15467-79 «Управление качеством продукции. Основные понятия. Термины и определения.» Так вот, качество – это совокупность свойств продукции, обуславливающих её пригодность удовлетворять определенные потребности в соответствии с её назначением. Если необходимо дать оценку качества продукции, то нужно сравнить совокупность её свойств с каким-то эталоном. А эталоном могут выступать лучшие отечественные либо зарубежные образцы, требования, закрепленные в стандартах или технических условиях. Однако любой документ или эталон узаконивает определённую совокупность свойств лишь на какой-то промежуток времени, а потребности общества непрерывно растут и изменяются. Поэтому предприятие изготавливая продукцию даже в точном соответствии с нормативно-технической документацией рискует выпускать ее некачественной – не соответствующей возросшим требованиям потребителя. Основное место в оценке качества продукции отводится, конечно, потребителю, а стандарты лишь закрепляют и регламентируют прогрессивный опыт, накопленный в области качества. - Что понимается под терминами «управлением качеством» и «система менеджмента качества»? - Под управлением качеством продукции понимают постоянный, планомерный процесс воздействия на всех уровнях на факторы и условия, обеспечивающие создание продукции оптимального качества. Или, проще говоря, СМК — это система управления организацией, ставящая во главу угла качество продукции. - Какие функции выполняет служба качества на предприятии? - Система менеджмента качества – это система, созданная в организации для постоянного формирования политики и целей в области качества, а также для достижения этих целей. СМК призвана обеспечивать качество продукции и услуг и настраивать это качество на ожидание потребителей. При этом ее главная задача – не контролировать каждую единицу продукции, а сделать так, чтобы на всем этапе цикла изготовления не было ошибок в работе, которые бы приводили к появлению брака. Причиной брака всегда являются неправильные действия со стороны исполнителей. Чтобы этого избежать необходимо описать действия правильные. Для этого разрабатываются разного рода инструкции и задача службы качества как раз контроль выполнения этих инструкций. А также их совершенствование с течением времени. Многие путают СМК И ОТК. Но задача ОТК – предотвращение выпуска предприятием продукции, не соответствующей стандартам и техническим условиям, утверждённым образцам, проектно-конструкторской и технологической документацией, условиям поставки и договорам. То есть их задача – обнаружить несоответствие. Задача СМК – разобраться в причине несоответствия и устранить её. - Как на «Соколе» строится работа над заказами для обеспечения высокого качества продукции? - В целом работа над качеством выполняемого заказа начинается с рассмотрения его документации. После этого определяется задача каждой службы предприятия. Например, снабжение работает над приобретением материальных ценностей, а конструкторская и технологическая службы предприятия прорабатывают нормативно-конструкторскую документацию и технологию изготовления. Бюро входного контроля осуществляет приемку материалов и компонентов. Сначала качество контролирует инженер ОТК, затем он предъявляет все это специалисту военного представительства. До начала работы внимательно отслеживаются техпроцессы: основные этапы техпроцесса согласовывают специалисты разных уровней. Затем начинается работа и поэтапное отслеживание качества по мере изготовления. После завершения изготовления изделия проходит окончательная приемка. Сначала готовятся все сопроводительные документы и затем готовые изделия проверяют наши контролеры и специалисты военного представительства. - Можно ли говорить о тенденции к повышению качества продукции и снижению случаев брака на «Соколе» в последнее время? - В целом – да, но статистику мы ведем по каждому направлению отдельно. Дело в том, что некорректно одинаково оценивать различные заказы на предприятиях подобных нашему – с элементами опытного производства. Это связно с несерийностью, ведь подчас мы выполняем заказы, которые поступают в единственном экземпляре. А это значит, что процесс производства таких изделий совмещен с процессом освоения их выпуска. А на этом этапе ошибки практически неизбежны, но их нельзя относить к браку, поскольку процесс первого изготовления всегда таит в себе сложности. В последнее время большая масса выпускаемых заказов для нас новые. Часто мы сталкиваемся с недоработками уже в документации заказчика, возникают ошибки при построении техпроцессов. И везде есть нюансы, которые нужно учитывать: будь то гальваническая обработка, сварка или покраска. А при изготовлении нового продукта мы вооружены только накопленным ранее опытом. Поэтому предугадать все заранее невозможно. Да и в целом работа над качеством всегда строится как работа над ошибками: при возникновении несоответствия происходит анализ причин и их устранение. А вот та продукция, которую мы производим не в первый раз практически не имеет нареканий. Например, монтаж и пайка плат в №304 цехе. Эта технология отработана и не вызывает нареканий. Если здесь и возникает брак, то только при конкретном нарушении технологии изготовления. Что уже ответственность конкретного исполнителя. -А как действует служба качества в случае возникновения несоответствия? - Чтобы сделать правильные выводы в каждой конкретной ситуации необходимо в ней детально разобраться. Наиболее эффективный инструмент, который мы применяем сегодня – заседание комиссии по качеству. Заседание комиссии по качеству преследует следующую цель: максимально точно установить причину брака. Поэтому в комиссии присутствуют специалисты разных направлений и разных уровней. Все они высказывают свое мнение. И как говорят – в споре рождается истина. И в зависимости от ситуации либо вносятся изменения в процесс изготовления, чтобы устранить появление несоответствий в дальнейшем, либо на виновных в допущенном нарушении техпроцесса накладываются штрафные санкции.


>